- метод шкалограммного анализа
-
способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на использовании шкалы порядка по одному критерию и как правило дихотомической шкалы ответов: "да" и "нет". В результате исследования респонденты ранжируются в зависимости от характера ответов и строится так называемая шкалограмма, вычисляется коэффициент воспроизводимости (процент ответа на тот или иной вопрос довольно большой – около 100 человек – выборки исследуемых). На этой основе каждый ответ получает определенный балл; можно определить и ранг опрашиваемого по сумме набранных баллов. Вопросы респонденту строятся иерархическим образом, когда согласие с вышестоящим по иерархии суждением должно автоматически вести к согласию с нижестоящими. Построение шкалы распадается
1. Отбирается серия суждений относительно измеряемого свойства.
2. Эти суждения раздаются группе респондентов, которые отвечают на них по схеме: "да", "нет".
3. Отбрасываются суждения, которые набрали более 8о% ответов "да" или "нет".
4. Оставшиеся вопросы ранжируются исходя из процентного ответа на них.
В более сложных шкалах вместо дихотомической системы каждое суждение может оцениваться по иному шкале, например: 4 – "полностью согласен"; 3 – "согласен"; 2 – "не знаю, не могу ответить"; 1 – "не согласен"; 0 – "категорически не согласен" и др.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.